Контроль в детском саду

Контрольно-аналитическая деятельность в детском саду

Можно выделить два типа контроля: внешний и внутренний контроль.
Внешний контроль ДОУ имеет место со стороны органов образования, здравоохранения, санитарных и других учреждений. Порядок внешнего контроля определяется существующей правовой и нормативной базой.
Внутренний контроль ДОУ обеспечивается его же силами. Порядок внутреннего контроля определяется Уставом об учреждении, должностными инструкциями и распоряжениями руководства.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении является управленческой деятельностью, так как призвана направлять работу всего педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. В связи с этим обеспечение оптимального функционирования детского сада невозможно без организации планомерного, систематического контроля.
Являясь одним из главных источников получения информации о качестве работы сотрудников детского сада, контроль выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами педагогического процесса, а также определить пути и методы устранения выявленных недостатков.
Контроль не является замкнутой системой внутри педагогического процесса. Он связан с другими функциями или стадиями методической работы, зависит от них и оказывает на них влияние. Получение результатов контроля не является самоцелью, это лишь определенный этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению положительного опыта.
Кроме того, контроль должен основываться на принципах демократичности и коллегиальности в управлении, а также возможности каждого члена коллектива участвовать в управлении учреждением. Чтобы отвечать этим требованиям, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Контроль и оценка работы педагогов станут эффективнее, если контролируемый будет убежден в объективности оценки, воспримет ее как полезную информацию, узнает способы устранения выявленных недостатков, захочет устранить их, и будет уверен, что необходимую для этого помощь ему окажут.
В детском саду используют следующие виды контроля:
  • оперативный, в т.ч.: предупредительный /не требует учета /подготовка к педсовету, родительским собраниям, обсуждение сценариев…//
  • тематический /1-2 р. в год по темам педагогических советов/, в т. ч.: итоговый; персональный (с целью оказания помощи молодым специалистам);
  • фронтальный /выполнение должностных обязанностей одним сотрудником не чаще чем 1 раз в 5 лет на усмотрение администрации/, в т.ч.: предварительный; текущий; итоговый;
  • вторичный /выполнение решений педсоветов, предложений текущего контроля - ежемесячно/
  • творческие отчеты /к педсовету, те, кого мы не проверяли/
  • итоговый;
  • смотр-конкурс
  • самоконтроль /самоанализ Пр.№448/, в т.ч.: работа на доверии; частичный контроль с коррекцией деятельности.
  • взаимоконтроль /оснащение с четко разработанной схемой проверки/
  • мониторинг, экспресс-диагностика

Три самые распространенные формы контроля: оперативный, тематический, итоговый.

Любой контроль организуется и проводится в определенной последовательности:

Оперативный контроль:
Главными особенностями оперативного контроля являются быстрое реагирование и немедленное исправление отдельных незначительных недостатков.
Их можно исправить:
План оперативного контроля, предложенный кандидатом педагогических наук К.Ю. Белой, используется в большинстве дошкольных образовательных учреждений /Таблица 1 
Как надо работать с таблицей.
Все вопросы, вынесенные на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам на педагогическом или рабочем совещании, которые проводятся в конце предыдущего месяца. Таблица с вопросами контроля или их перечень вывешивается на педагогический стенд. Таким образом, все педагоги оповещаются о том, на какие направления работы им следует обратить особое внимание. Этим обеспечивается гласность контроля.
В первую неделю проверяются две-три, максимум четыре проблемы, вынесенные на контроль. При этом выбирается своя система обозначений – цветовая, цифровая или геометрическая. Я использую цветовую систему обозначений: высокий уровень педагогической работы отмечается зеленым цветом, средний - синим, критический – красным, недопустимый – черным. Если вы выбираете геометрическую систему обозначения: высокий уровень педагогической работы отмечается кругом, допустимый - квадратом, низкий - треугольником.
Итак, первый вопрос контроля - проверка того, как соблюдается режим дня в разных возрастных группах.
Вы приходите в группу № 1 и видите, что в ней соблюдается режим дня, дети вовремя выходят на прогулку, своевременно принимают пищу и укладываются спать. Вы наблюдаете, как бережно и аккуратно воспитатели пробуждают детей после дневного сна, как соням дают подольше потянуться, а непосед пораньше усаживают за стол. Старший воспитатель должен знать, что за воспитатели работают в этой группе. Если воспитатели опытные, хорошо знающие свое дело, неравнодушные, понимающие детей и их потребности вы с чистой совестью ставите в графе этой группы высокий балл и больше к этому вопросу контроля в группе № 1 не возвращаетесь.
Затем вы посещаете группу № 2. В ней работают малоопытные педагоги, у которых пока еще не все получается или одна из воспитателей не имеет дошкольного образования, например, она по специальности учитель начальных классов и все формы работы с детьми младшего школьного возраста переносит на дошкольников. Таким образом, вы видите, что  время занятий затягивается в ущерб игре и прогулке, дети не успевают вовремя пообедать и лечь спать, просыпаются после дневного сна позже. В графе этой группы, конечно же, проставляется низкая оценка, а воспитателям даются рекомендации по исправлению сложившегося положения. Вы говорите, что нужно исправить, и на следующей неделе вновь приходите с проверкой, о чем ставите в известность воспитателей, они же к этому времени вносят коррективы в работу. Тем самым старший воспитатель обеспечивает действенность контроля, не только указывая на недостатки, но и проверяя выполнение своих рекомендаций.
Старший воспитатель приходит в эту группу на следующей неделе и видит, что определенные улучшения уже есть. Вопрос остается на контроле и в течение третьей недели. Может быть, на этом можно было и остановиться, но все же методист контролирует выполнение режима дня в группе № 2 и в конце месяца, чтобы убедиться, что высокий уровень, отмеченный на предыдущей неделе, не был случайностью.
В результате наша таблица выглядела в конце месяца следующим образом (Таблица 2):

Только таким образом можно убедиться в эффективности контроля. Но возможен и второй вариант оперативного контроля.
Итак, в группе № 2 в первую неделю месяца по первому вопросу контроля были получены очень низкие результаты. На это указывает красный цвет - показатель низкого уровня. Вместе с тем, по сути, он не раскрывает, на какие направления работы воспитателям нужно обратить особое внимание. Следовательно, все свои рекомендации старший воспитатель должен не только высказать, но еще и где-то записать - иначе, как проводить повторный контроль? Получается, что мы выходим за рамки своей таблицы.
Во вторую неделю положение дел исправилось, но еще не окончательно - об этом свидетельствует синий цветовой символ. Опять же непонятно, что конкретно было уже исправлено, а в чем остались недоработки? В несоблюдении длительности занятий? или в затягивании времени сна? или на прогулку дети выходили не во время? Снова нужно было каким-то образом все это зафиксировать. А где? И как?
В некоторых дошкольных учреждениях старшие воспитатели делают это на обратной стороне листа, на котором напечатана таблица. Но он имеет один недостаток - педагоги, которых контролируют, не могут отследить тщательно и подробно результаты контроля и держать в памяти данные рекомендации.
Возможен и другой выход - расширить таблицу, разделив каждый вопрос контроля на отдельные стадии, этапы. Вот что тогда получается с тем же вопросом соблюдения режима дня (Таблица 3) 
Вот теперь и старшему воспитателю, и всем педагогам дошкольного учреждения (и тем, кто проверяет качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ) понятно, почему их так оценили, кроме того, не нужно копировать на бумаге в виде записей те рекомендации, которые старший воспитатель дает воспитателям. Эти рекомендации оформлены в виде условных обозначений. И те же условные обозначения показывают не только показатели своей работы, но и качество.
Таким образом, целесообразно по каждому вопросу контроля иметь более подробную, расширенную таблицу. Перечень вопросов оперативного контроля можно взять у К.'Ю. Белой из "Ежедневника (рабочей тетради) заведующей детским садом" и «От сентября до сентября». Можно разработать таблицы, где каждый вопрос, вынесенный на контроль, разбит, разделен на подвопросы, которые легко проконтролировать и оценить. Эти таблицы будут достаточно универсальными и могут использоваться в течение нескольких лет. Кроме того, при необходимости в них легко вносятся коррективы, если все они существуют в компьютерном варианте.
Я так же использую карточки-схемы (рекомендуемые разными авторами и разработанные лично) наблюдения и анализа деятельности педагога и его взаимодействия с детьми позволяет не только экономить время, но и дает возможность воспитателю еще раз подумать о том, как более эффективно провести то или иное мероприятие.

Тематический контроль:
Наибольшую трудность вызывают организация и проведение тематического контроля, требующие наличия и подготовки определенного пакета документов (название тематического контроля, цель и сроки осуществления, план контроля, его форма тоже предложены К.Ю. Белой). Кроме того, в пакет документов входят рабочие материалы контроля, которые представляют собой диагностические карты оценки уровня развития знаний и умений детей в разных возрастных группах, карта оценки профессиональной компетентности педагогов по теме планирования образовательной работы и т. д. По окончании тематического контроля составляется справка с выводами и рекомендациями по коррекции образовательного процесса, которые вносятся в протокол педагогического совета.
На основании рекомендаций, предложенных в книгах К.Ю. Белой "От сентября до сентября", "Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении", Л.М. Денякиной "Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении", О.А. Скоролуповой "Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении", Л.В. Поздняк "Основы управления дошкольным образовательным учреждением" и др., в нашем детском саду были составлены рабочие материалы тематического контроля по следующим темам:
  • «Сотрудничество с родителями»; (образцы выдаются на руки);
  • «Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы с детьми»;
  • «Руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей»;
  • «Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей культуры общения»;
  • «Организация двигательной активности детей»;
  • «Организация наблюдений в природе»;
  • «Изодеятельность – условие развития творческих способностей детей»

Самоанализ:
При организации контроля педагогической работы необходимо привлечь воспитателя к самостоятельному анализу своей деятельности. Трудность заключается в том, что далеко не каждый готов к объективной самооценке. Самоанализу надо научить, при этом важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения, а убеждать в рациональности применения альтернативных методов работы. Удобно использовать таблицы для самоанализа разработанные творческой группой воспитателей.

Взаимоконтроль (взаимопосещение) осуществляется воспитателем параллельной либо любой другой группы по решению администрации и способствует самоанализу и самооценке воспитателя при сравнении своей работы с работой другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта и улучшению образовательного процесса.
Для создания атмосферы творческого поиска в коллективе руководителю важно дифференцированно подходить к каждому педагогу. Одни педагоги нуждаются в систематическом контроле со стороны администрации (вновь принятые педагоги, молодые специалисты и педагоги с недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационных процессов), другие педагоги обеспечивают стабильные результаты, но еще не имеют достаточной методической компетентности для проявления творчества. Третья группа педагогов - педагоги с высоким профессиональным мастерством и методической компетентностью. Они способны работать на принципах доверия и самоконтроля. Таких педагогов руководитель будет посещать с целью обобщения и распространения опыта и оказания помощи в разработке и отработке педагогической технологии.
Оперативная коррекция выявленных в процессе контроля недостатков работы воспитателей заключается в устных замечаниях, указаниях и рекомендациях, дополнительных профессиональных консультациях, включении в план педагогической работы необходимых изменений.

Мониторинг
Мониторинг (aHr.Monitoring) в «Современном словаре иностранных слов», трактуется как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям, Т.е. мониторинг представляет собой процесс объективации через отслеживание данных, получаемых опытным путем, и сопоставление их с теоретическими прогнозами. Это непрерывный процесс проверки, подтверждения и уточнения эмпирического знания посредством теоретического. Существуют различные вилы мониторинга: медицинский, экологический, психологический, педагогический и т.д.
Мониторинг качества образования определяется как систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном уровнях. (С.Е. Шишов, К.А. Кальней «Мониторинг качества образования в школе».)
Источники получения информации могут быть различными. Но самая ценная информация, полученная в результате наблюдений как итог продуманной информационной системы контроля, в которой цели, задачи и содержание контроля стоят на первом месте, а формы или его виды - на втором.

Сопутствующий вид контроля - анкетирование родителей, педагогов, детей.
Другими словами, сопутствующие виды контроля дополняют, расширяют, объективируют целевые формы контроля и способствуют успешному планированию деятельности образовательного учреждения.

Медико-педагогический контроль

Одним из направлений работы руководителя дошкольного образовательного учреждения является организации контроля деятельности различных его служб. Очень важно при этом правильно распределить контролирующие функции между ответственными лицами, которые входят в круг администрации детского сада и отвечают за одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Обычно старший воспитатель отвечает за воспитательно-образовательный процесс, старшая медсестра - за медицинскую деятельность, включая оздоровление и питание, а завхоз - за финансово-хозяйственную деятельность.
Детальный контроль работы по этим трем направлениям могут осуществлять специалисты, а руководитель должен уметь оперативно решать проблемы в целом и акцентировать внимание на актуальных вопросах.
Для оценки эффективности оздоровительной работы рекомендуется разработать план медико-педагогического контроля, учитывающий специфику деятельности дошкольного учреждения
Сегодня многие ДОУ имеют в штате не только старшую медсестру и диетсестру, но и медицинских сестер по массажу, ЛФК и физиотерапии. Контролировать их работу должен врач, если он работает в ДОУ, или непосредственно руководитель детского сада. Для того чтобы правильно организовать контроль работы медицинских работников детского сада, руководителю необходимо владеть информацией по нормированию работы и формам отчетности медсестры массажа, медсестры ЛФК и медсестры физиотерапии.
Рассмотрим более подробно организацию контроля и анализа оздоровительной работы в ДОУ с учетом распределения контролирующих функций между вышеуказанными специалистами
Старший воспитатель контролирует:
Контроль работы воспитателей в группах осуществляется ежедневно, что позволяет возлагать на них персональную ответственность, например, за отсутствие проведения того или иного планового мероприятия.
Для обеспечения условий по оздоровлению детей старшая медсестра ДОУ контролирует:
Выделим основные объекты медико-педагогического контроля:
  • санитарное состояние и содержание участка;
  • санитарно-гигиеническое состояние помещений;
  • оборудование помещений;
  • организация питания;
  • соблюдение питьевого режима;
  • динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  • состояние здоровья детей;
  • мероприятия, проводимые в случае карантина;
  • состояние одежды и обуви детей;
  • организация двигательного режима;
  • осуществление системы закаливания;
  • организация прогулок;
  • проведение физкультурных занятий с детьми;
  • проведение оздоровительных мероприятий в течение дня;
  • состояние искусственного плавательного бассейна и соблюдение правил его использования;
  • организация дневного сна;
  • организация физкультурно-оздоровительных праздников, досуга и развлечений.
 Информация взята здесь